В современных условиях в Узбекистане особое внимание уделяется вопросам интеллектуального, нравственного, культурного развития, профессионального роста и творческой самостоятельности молодежи.
На сегодняшнем этапе формировании Земной цивилизации все больше возрастает роль значения системы образования, как критерий социально-экономического развития национальной безопасности государств.
Коренные преобразования осуществляемые в независимом Узбекистане, подлинное национально-духовное возрождение, формирование и развитие идеологии независимости, что ставит перед нами новые методологические задачи в области изучения культурного наследия, требует разработки адекватных подходов исследованию формирования подрастающего
поколения.
Молодежь — понятие обобщенное. Она включает в себя сыновей и
дочерей каждого из нас, что мы хотим воспитать в своих детях? Какими желали вы видеть их взрослыми? Мы мечтаем вырастить трудолюбивых людей,
упорных в достижения целей. Нам хочется видеть мыслящими и
благородными, крепко стоящими за свои убеждения.
Характеризуя задачи молодёжи в условиях независимости Президент
Республики Узбекистан И.А. Каримов говорил: «что воспитания нового человека — это не только важнейшая цель, но и направленное условие успеха независимой Республики Узбекистана. Действительно, того, с каким нравственным багажом придёт подрастающее поколение – завтра во многом
будет зависеть мощь общества. Для процветания страны нужны творческий
поиск людей, их высокая гражданская активность, с достаточной ли настойчивостью формируются эти качества у молодёжи?
Задачи молодёжи состоят прежде всего в том, чтобы научить всю нашу молодёжь глубоко всесторонне овладеть теорией независимости Республики
Узбекистан. Без твердых знаний научных основ нашего государства, молодому человеку практически невозможно разобраться во всех сложностях современной политики и тем более активным помощникам народа в принципиальной борьбе за чистоту идей независимости.
Сегодня производство, представляющее сложную, внутренне
дифференцированную систему зависимостей, предъявляет совершенно новые требования ко всем социальным качествам; личности работника, делает многосторонние и совершенствование одним из важнейших условий своего
развития. В условиях современного Узбекистана, когда результаты труда всего коллектива зависят от каждого его члена, от последнего требуются не только разносторонние технические научные знания, умение творчески мыслить и творчески организовать сложные учебные трудовые процессы, но и на высоком уровне ответственности обеспечить его нормальное функционирование.
Поскольку же общественные последствия каждого человеческого
действия в условиях научно-технического развития значительно повышаются, это делает объективно необходимым более высокую духовную заинтересованность в учебе и труде, более высокое общественное чувство ответственности и исключительную дисциплину и организованность, более глубокое гуманистическое продумывание каждого действия. Формирования всех этих качеств, социально-культурных факторов возможно прежде всего в
учебном и трудовом коллективе. Одним словом, научно-технический прогресс
повышает значение молодежного коллектива как узлового пункта
кристаллизации политических, экономических и культурно-нравственных
отношений, а также экономических и культурно-идеологических отношений, а также как носителя научны, нравственных и других мировоззренческих идей, превращает воспитательную функцию молодежного коллектива в важный фактор развития общественного самосознания.
Конечно, есть у молодёжи возрастной недостаток: браться за многое несоизмеряя иногда свои силы и возможности. Нам, как любому преподавателю ВУЗа близки мысли Президента И.А. Каримова: «Нация, имеющая мощный интеллектуальный потенциал и богатство, достигает
благополучной жизни», действительно, от того, с каким нравственным
багажом придёт подрастающее поколение, завтра во многом будет зависеть мощь общества. Для процветания страны нужны творческий поиск молодых людей, их высокая гражданская активность с достаточной настойчивостью. Но формируем ли мы эти качества у молодёжи?
Чего греха таить, воспитание подрастающего поколения в семье отождествляется с поучениями. И стало быть уменьшается значение воспитания делом. А между тем, именно в деле сложно и ответственном закаляется характер молодого человека, приобретаются такие важные качества, как самостоятельность, инициативность.
Возьмем, например, один из «таких» вопросов — противоречия, трудности, порожденные недостатками в деятельности некоторых социальных институтов, негативными явлениями в учебном, воспитательном, хозяйственном механизме.
Откуда берутся, как безболезненно преодолевать их, чтобы общество
развивалось динамичнее, на эти «острые» темы подчас и заговорить-то не
решаемся с молодёжью. А зря!
На наш взгляд, нужно не обходить молчанием трудности, а нацеливать молодёжь на борьбу с ними, поручая ей в этом деле ответственные участки.
Ведь не может быть для студенческой молодежи лучшей школы, чем непосредственное участие в работе учебной, научной и общественной
деятельности. Именно в такой атмосфере иждивенческое настроение «кто-то сделает за меня» перековывается в гражданское кредо: «обязан я сам»!
А это уже позиция человека со своим лицом, позиция личности. Иногда говорят, что молодежь сегодня не та. Не такая, как скажем, тридцать-сорок лет назад. Согласен, не такая!
Нынешняя молодёжь и образованна, эрудированна, пожалуй, не меньше чем прежняя. Она сама хочет и способна докопаться до сути многих явлений, сама хочет что-то понять. Это должно радовать нас.
Но радуясь, мы не в праве забывать, что и методы нашей воспитательной работы с молодежью должны стать «образованнее», «утонченнее» и я бы сказал мене назойливым.
Выспренность и барабанная дробь в пропаганде, которые были терпимы ещё вчера, сегодня не воспринимаются молодыми людьми. Аргументированность и искренность, неразрывная связь с жизнью – вот по нашему в чем сила идеологического воздействия на подрастающее поколение. Устойчивы иммунитетом против потребительской психологии, против вмешательства во всех его ультрамодных одеждах.
Понятно, что формализм не истребишь одним махом.
Когда встречаешься со студенческой молодёжью невольно ловишь себя на мысли: до чего же не похожи они друг на друга. У каждого свое лицо, озарённое искренностью. И цель всей нашей работы с подрастающим поколением – сохранить эту индивидуальность в каждом человеке, обогатить его знаниями, вооружив общенациональными принципами и человеческим мировоззрением. Лишь такие люди способны умножить силу нашего общества. В процессе нравственного воспитания молодёжи учитывается взаимодействие целого ряда факторов — здоровая обстановка в молодежном коллективе, умелая организация учебного процесса, хорошо поставленное бытовое обслуживание молодежи в студенческих домах, нормальная атмосфера в семье, формирование разумной духовно-нравственной морали и другое.
Вопросы духовно-нравственного воспитания решаются также по жительства (махалле), в центрах культуры и отдыха, соблюдение дифференцированного подхода к различным категориям и группам молодежи.
Таким образом, на разработке теоретических основ педагогическо-психолого-акмеологического обеспечений профессиональной деятельности и профессионального обучения молодёжи построена акмеологическая концепция развития профессионала. Разработаны понятия профессионализма
деятельности и личности.
Студенты и молодежь составляют активную часть трудоспособного населения. Это будущий экономической, трудовой, оборонный и культурный потенциал государства. От того как мы их подготовим, какое дадим образование, как сохраним их здоровье, зависит будущее Суверенного Узбекистана.
Ю.М. Халимбетов
Доцент кафедры общегуманитарных и социально-экономических наук.
Самаркандский Государственный Медицинский Институт.